Поиск
Close this search box.

Статьи

Безопасность личности ребенка в разных сферах социальной жизни

Соблюдая правила безопасного поведения, Ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать жестокого обращения с ним.

Обучение детей навыкам безопасного поведения:

1. Безопасность по телефону:

· Поднимая трубку, ребенок не должен называть своего имени и говорить, что он находится дома один.

· Нельзя называть свой адрес. Ребенку следует попросить собеседника перезвонить позже, назвав время прихода родителей.

· Если абонент ошибся номером — ребенку следует попросить собеседника назвать набранный им номер. Сообщать свой номер нельзя.

· Если звонящий представляется другом родителей ребенка – следует попросить его позвонить позднее – когда родители будут дома.

· Если звонят знакомые родителей ребенка и говорят, что они скоро придут – ребенок должен попросить их подойти ко времени прихода родителей.

2. Безопасность: один дома:

· Ребенок не должен открывать дверь незнакомым людям.

· Если звонящие в дверь представляются работниками коммунальных служб — ребенку следует попросить их прийти позднее, когда дома будут родители.

·  Нельзя сообщать незнакомым людям о распорядке дня своей семьи.

· Если ребенок не может открыть дверь — нельзя доверять ключи посторонним.

· Если ребенок пришел домой, а дверь в квартире оказалась открытой – нельзя заходить в квартиру. В этом случае необходимо пойти к соседям и от них позвонить домой, и если трубку не снимают, вызвать полицию по телефону «02».

· Если около квартиры стоит посторонний, не следует подходить к нему, нужно пойти в другой конец лестничной клетки и позвонить к соседям, попросить их о помощи.

3. Безопасность в лифте: 

· Научите детей правилам безопасности в лифте, объясните, чем чревато их невыполнение.

·  Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с посторонними, даже если это ваши соседи.

· Если кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять дома или оставил на улице.

· Если незнакомец начинает приставать, снимать одежду, не следует угрожать, рассказать все родителям или полиции. Нужно постараться вовлечь насильника в разговор.  Если ребенок все же стал жертвой насилия, жестокого обращения – следует рассказать все родителям и сходить с ним на медицинское освидетельствование.

4. Безопасность на улице:

· Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.

· Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми.

· Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас.

· Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.

· Если вы не сможете прийти за ребенком в школу или детский сад, предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо. Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали.

· Если ребенка пытаются втянуть в спор или драку – ему следует уходить немедленно.  Если к ребенку подошли люди и спрашивают, как пройти куда-либо – он может объяснить это на словах, но ни в коем случае не провожать их, даже если это по дороге или обратившиеся к нему люди предлагают подвезти его на машине.

· Ребенок не должен играть вблизи дорог, стоящих автомашин, в подвалах и чердаках.

· Если ребенок уходит из дома в отсутствие родителей, — ему нужно оставить записку с информацией о том, куда и с кем он уходит, и когда вернется.

· Введите в семье правило – если задерживаешься – звони домой.  Если во время прогулки к ребенку подходит незнакомец и предлагает пойти с ним, обещая что-то за это – ребенку нужно отказаться, а вечером рассказать об этом родителям.

· Если незнакомец предлагает вашему ребенку посмотреть что-либо или помочь донести сумку, обещая заплатить, ребенок должен ответить категорическим отказом.

·  Если ребенок видит тормозящую машину, и сидящие в ней люди предлагают подвезти ребенка, или спрашивают, как проехать куда-либо — он должен как можно дальше отойти от машины и ни в коем случае не садиться в нее – если даже если улица, которую они ищут, ему по пути.

Действия родителей по предупреждению преступлений в отношении несовершеннолетних детей:

· Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

·  Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов летнее время;

· Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать их адреса и телефоны;

· Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;

· Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:  что необходимо делать, если возник пожар;  безопасность на дороге, в лесу, на воде;  общение с незнакомыми людьми;  нахождение дома без взрослых и т. п.

Алгоритм действий родителей в случаях пропажи детей:

1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:  обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок, обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.

2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

3. При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении.

Памятка для родителей № 1:

· Помните, что в случае насилия над Вашим ребенком нарушены его права:  право на безопасность; право на сохранение своего здоровья (как соматического — физического, так и морально-психологического).

· Если Вам стало известно о фактах жестокого обращения и насилия над Вашим ребенком: поговорите с ребенком, поддержите его;

· Если есть синяки, ссадины – обратитесь к медицинским работникам (в поликлинику, травмпункт, медицинской сестре образовательного учреждения) для освидетельствования и оказания медицинской помощи;

· Напишите заявление участковому полицейскому (или инспектору комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав); при обнаружении факта насилия в образовательном учреждении – руководителю образовательного учреждения;

· Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту.

Памятка для родителей, педагогов № 2:

 Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии: 

· Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно.

· Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.  Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».

· Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.

· Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал.

· Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку.

·  Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги.  После окончания разговора сделайте подробную запись.

Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии:

· Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь.

· Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.  Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.

· Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.  Будьте последовательны в своих действиях.

· Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием.

· Применяйте технику Я — сообщения.  Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий. Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.

· Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.

· Учитесь правильно критиковать ребенка: порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.  Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.

Профилактика конфликтов с детьми.

 Рекомендации для родителей:

· Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте — он еще ребенок.

·  Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.

· Выбирайте наказание, адекватное проступку.

·  Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

·  Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.  Развивайте в ребнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

· Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.  Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

· Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов экстренной психологической помощи, «телефона доверия» для детей и подростков.

Обучение детей наблюдательности на улице

— находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку;

— учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт;

— при движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

— приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках;

— при переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку;

— учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт;

— наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности;

— не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части;

— переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта;

— переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП;

— помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!

Памятка для родителей-водителей

                                          «Правила перевозки детей в автомобиле»

— всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи);

— дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья;

— учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.

Памятка для родителей

                        «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

— переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.

Игры на проезжей части и возле нее;

— катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги;

— невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора;

— выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий;

— неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади;

— незнание правил перехода перекрестка;

— хождение по проезжей части при наличии тротуара;

— бегство от опасности в потоке движущегося транспорта;

— движение по загородной дороге по направлению движения транспорта;

Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

                                                       Памятка для родителей

                        «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

— не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.;

— на остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть;

— переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны;

— при высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.

Дата обновления страницы: 19.11.2021

 

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829